Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

Ставропольский краевой музей изобразительного искусства226 лет назад на земле российской появился Ставрополь - один из городов-крепостей Азово-Моздокской линии. По ковыльным степям Пришли сюда 250 казаков Хоперского казачьего и Владимирского драгyнского полков, которые, выбрав самое высокое место в округе, расчистили его от леса и 22 октября 1777 года под торжественные звуки военных труб опахали десятигектарный участок земли: на нем отныне должна была стоять новая крепость. Работы по строительству крепости инспектировал генерал-поручик Александр Суворов.

Почти столетие со времени основания Ставрополь был главными воротами на Кавказ. По утомительной и тревожной дороге из центральной России к месту военных действий, на Минеральные Воды, в ссылку, на торговые ярмарки, в Тифлис к наместнику Кавказа или в персидское посольство путь военных, чиновников, дипломатов, купцов, ученых, путешественников, писателей, художников пролегал через Ставрополь.

Среди самых заметных домов в центре города несколько принадлежало купцам греческого происхождения - Алафузовым. Они же владели магазинами, лавками, винокуренными заводами, мукомольной мельницей. Основатель рода Иван Антонович Алафузов обосновался в Ставрополе в 1827 году.

К 60-м годам ХIХ века И. А. Алафузов стал купцом l-й гильдии и Почетным гражданином города. Он и его пять сыновей являлись крупными владельцами недвижимости, вели обширную торговлю в Санкт-Петербурге и других городах России. Второй сын Ивана Антоновича - Николай, получив от отца значительный капитал, смог позволить себе увлечение живописью, много путешествовал по России и Европе, приобретая произведения искусства. По мере формирования этой частной коллекции ее размещали в одном из многочисленных особняков Алафузовых на Воронцовской улице (ныне проспект Октябрьской революции). Художественная галерея Алафузовых была доступна для обозрения узкому кругу лиц, и только в особо торжественных случаях ее посещали учащиеся гимназий и училищ общественность города. В 1899 году в здании бывшего дома командующего войсками кавказской линии, где открылась выставка Общества содействия воспитанию и защиты детей, это художественное собрание увидели практически все жители гyбернского города. В начале ХХ века Алафузовы продали этот дом с частью коллекции, следы которой затерялись. Вероятно, основные ценности были разграблены, лишь двадцать произведений в 1920-е годы по счастливой случайности сохранились. Среди них работы И. К. Айвазовского "Вид Судакской бухты", Ю. Ю. Клевера "Зима в Гатчинском саду", Л. Ф. Лагорио "Горный вид В Италии", А. И. Мещерского "На реке", Ю. Я. Лемана "Парижанка", копии с картин Рафаэля, Mypильо и пять пейзажей А. И. Шильдера, написанные художником в 1906-1915 годах. Особенно интересны среди последних виды окрестностей Ставрополя, так как, согласно устной традиции, художник был лично знаком с Алафузовыми и выполнял для них проекты оформления павильонов для крупных ярмарок в России и за рубежом, представляющих достижения российского виноделия, каковым и до сих пор славится Ставрополье.

Радостное ощущение пробуждения при роды ранней весной возникает от картины А. И. Шильдера "Ручей в лесу (окрестности Ставрополя)" (1903) - одной из пяти работ автора, при надлежавших ранее Алафузовым. Известный пейзажист, получивший художественное образование под руководством И. И. Шишкина, в логически построенной композиции картины сохраняет непосредственность первого впечатления.

На Северном Кавказе жили и работали как профессиональные мастера, так и художники-дилетанты. Выпускник Императорской Академии художеств Василий Иванович Смирнов (1840-1922), учившийся вместе с такими мастерами, как И. Е. Репин, Г. И. Семирадский; приехал в Ставрополь в 1813 году и прожил здесь до конца своих дней, посвятив себя педагогической деятельности. Вследствие скромных материальных возможностей Смирнов не мог заниматься коллекционированием и влиять на круг состоятельных граждан. За 49 лет своей жизни в Ставрополе он только однажды выбрался в Петербург, чтобы хлопотать о поступлении Косты Хетагурова за казенный счет в Академию. Тем не менее Смирнов и Хетагуров занимались организацией выставок, рисовальных кружков, устраивали семейные вечера увлеченной творчеством местной интеллигенции. Смирнов окончил Академию с двумя серебряными медалями I и II достоинства за отличные успехи в живописи. Он писал пейзажи, тематические композиции, портреты, работал разными техниками: маслом, акварелью, пастелью, карандашом. Художественное наследие Смирнова насчитывает около пятисот сот работ.

С 1912 года, с открытием Учительского института, активизировалась культурная жизнь губернии. С этого времени на страницах местной печати появляются имена художников-преподавателей, приезжавших из Москвы, Петербурга, Одессы: Д. А. Лищенко, Е. К. Псковитинова, С. А. Уманского, работы которых приобретались с губернских выставок и в настоящее время находятся в фондах музея.

Судя по газетным статьям января 1913 года, работы художника Лищенко стали настоящим открытием, особо восторженные отзывы вызвал так называемый "Ставропольский цикл". Одна из картин цикла "Ставропольский извозчик" (1914) передает типичное состояние туманного зимнего утра в Ставрополе, когда и главная площадь дореволюционного города, и лошади с окаменевшим извозчиком, и редкие прохожие как бы застыли, заиндевел и от инея.

Уже в 1916 году Д. А. Лищенко была организована группа из тринадцати местных художников, устроивших первую крупную, наделавшую много шума среди обывателей художественную выставку из двухсот работ с распродажей. В этом же году Дмитрий Антонович организовал вместе с С. А. Уманским художественные классы для детей.

Уехав в 1925 году в Петербург, Лищенко уже в следующем году направляет в адрес местного музея бандероль со своими картинами и рисунками, запечатлевшими дореволюционный Ставрополь. Сохранилась копия телеграммы, посланной директором музея Г. Праве в ответ: "Ставропольский музей Праве с благодарностью подтверждает получение пожертвованных Вами 3-х картин в масле и 4-х рисунков и надеется на Ваше дальнейшее внимание к художественному отделу музея".

Краевой музей изобразительных искусств образован в 1961 году, он создавался на основе художественного отдела Ставропольского краеведческого музея, одного из старейших и крупнейших на Северном Кавказе (учрежден в 1905-м). Начало его историческим и этнографическим фондам было положено коллекциями музея Северного Кавказа, созданного выдающимся краеведом Г. Н. Прозрителевым. В Ставрополе долгое время не было музея Изобразительных искусств или художественной галереи, и произведения изобразительного искусства поступали в фонды Ставропольского краеведческого музея. Одними из первых поступлений стали работы русских художников, хранившиеся в музее Императорской Академии художеств. Среди заброшенных в царившей тогда неразберихе на юг России произведений оказались иллюстрация к роману А. К. Толстого "Князь Серебряный" М. П. Клодта, три пейзажа Л. В. Туржанского, работы Л. Б. Лаховского "Бездомные", С. И. Васильковского "Весенний день на Украине", А. Ф. Максимова "Сторожевой пост на границе русского государства XVII века", К. В. Лебедева "Ночь на Ивана Купала" и другие.

В 1919 году в Ставропольском краеведческом музее создается художественный отдел, пополнившийся уже упомянутой коллекцией Алафузовых и другими "добровольными пожертвованиями" от граждан города, инициированными в основном местными чекистами.

В 1936 году интереснейшие произведения, связанные с историей края, поступили из Ростова-на-Дону, из Северо-Кавказского музея горских народов имени большевика Мусы Кундукова. Эти живописные работы и предметы декоративно-прикладного искусства ранее значились в описях таганрогского музея, куда попали из личных коллекций во время эвакуации белых из Таганрога. Ряд экспонатов был передан из осетинского музея, самурского пехотного полка, тифлисского музея - так называемого "Храма славы". Среди них один из немногочисленных "сухопутных" пейзажей И. К. Айвазовского "Вид Тифлиса", работы И. Н. Занковского "Дорога в Кахетии", Ф. А. Рубо "Смерть генерала Слепцова в бою 10 декабря 1857 года", К. Н. Филиппова "Казачий разъезд", А. О. Орловского "Фельдъeгерь на тройке", а также этюд В. В. Верещагина "Улица в восточной деревушке", горный пейзаж Н. Н. Дубовского, две работы М. С. Сарьяна "Чары солнца" и "Субр Саркис" и др. В Северо-Кавказский музей горских народов не только передавались тысячи произведений из крупных музеев и частных коллекций. В 1920-1930 годы он являлся одним из организаторов художественно-этнографических экспедиций по Северному Кавказу, привлекая к этому профессиональных художников. Таким образом, в его фондах оказалось около полутысячи рисунков, живописные работы известных ростовских художников Ф. М. Черноусенко, Д. С. Федорова, В. с. Шлипнева, получивших художественное образование еще до революции. Поступление работ старых мастеров из Эрмитажа имело любопытную историю. На основании предписания Наркомпроса краеведческому музею Ворошиловска (так в 1937-1943 годах назывался Ставрополь) была передана часть работ, которые, в свою очередь, в 1920-е годы отправлялись из Эрмитажа в торговое объединение "Антиквариат" для продажи за рубеж. В связи с окончанием к 1931 году аукционных торгов нереализованные работы возвратились в Эрмитаж и были распределены в музеи провинции.

Так, буквально по крупицам собиралась коллекция дореволюционного искусства, насчитывающая сегодня около тысячи произведений.

Музей оказался хранителем   художественных памятников, связанных происхождением с известнейшими музейными и частными собраниями: Московским Публичным и Румянцевским музеем. Несколько живописных работ происходят из коллекции императора Александра Ш. Так, картина И. Н. Занковского "Дорога в Кахетии" была приобретена императором у автора и хранилась в его личной коллекции в Гатчинском дворце.

Формирование коллекции музея уже в период самостоятельного существования тесно связано с именем его первого директора, художника и искусствоведа Б. А.  Бендика (1920-1993), автора единственного в своем роде издания "Художники Ставрополья". Борис Альбертович, ленинградец, попал в Ставрополь после блокады. Многие горожане помнят, как он с тремя сотрудниками перевозил художественные ценности на открытой повозке в бывший купеческий особняк, в котором после революции находились клуб и библиотека местной милиции, а затем разместился краевой музей изобразительных искусств.

В 1964-1965 годах коллекция пополнилась произведениями, переданными из Эрмитажа, Русского музея, предметами декоративно-прикладного искусства из Новосибирской картинной галереи, многие из которых ранее принадлежали Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Редкость для региональных музеев - карандашный рисунок И. Е. Репина, исполненный художником на заседании Петербургской Академии художеств 4 марта 1891 года.

У коллекционеров Москвы, Петербурга, Ставрополя и Кисловодска удалось приобрести тридцать малоизвестных работ русских художников: А. Н. Бенуа, Л. Ф. Лагорио, В. А. Беклемишева, К. С. Петрова-Водкина, А. О. Орловского, Н. Н. Дубовского, И. Е. Крачковского, А. А. Рылова, Б. М. Кустодиева, Д. Д. Бурлюка и др.

"Музеем в музее" можно назвать двадцатитысячную коллекцию экслибриса, целиком приобретенную в 1985-1986 годах у местного коллекционера из города Ессентуки Г. Ф. Полковского, собиравшего ее на протяжении двадцати пяти лет. Сегодня Ставропольский краевой музей изобразительных искусств находится в исторической черте города, в зеленой и тихой его части. Объединенные в единый ансамбль, три бывших купеческих особняка являются одними из самых красивых на бывшей Александровской улице (ныне - Дзержинского).


Зоя Белая, директор. Журнал "Крестьянка" январь 2004.  



  
http://ogorod87.narod.ru/
Rambler's Top100
Хостинг от uCoz