Состояние и основные пути решения проблемы
безопасности движения
На современном этапе развития общества особое
значение приобретают вопросы совершенствования управления
производством, повышения ответственности инженерно-технических
работников за результаты своего труда, развитие их активности,
творческой инициативы. Эти требования в полной мере относятся к
организации работ по безопасности движения на автомобильном транспорте.
Жизнь и трудовая деятельность людей неразрывно связаны с автомобильным
транспортом, без которого был бы невозможен технический и социальный
прогресс. Роль транспорта нельзя сводить только к перемещению грузов и
пассажиров. Транспорт способствует неуклонному росту и
совершенствованию производства, систематическому повышению
благосостояния населения, он активно воздействует на весь процесс
расширенного воспроизводства и особенно на продолжительность
воспроизводственного цикла.
Основной задачей транспорта является полное и своевременное
удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в
перевозках при минимальных трудовых и материальных затратах.
Благодаря преимуществам автомобильного транспорта (AT) перед другими
видами транспорта (высокая скорость доставок грузов и пассажиров,
мобильность, способность доставлять грузы и пассажиров "от ворот до
ворот", относительная простота управления), его роль в мировой
транспортной системе неуклонно возрастает.
Инженер-механик должен знать, что автомобилизация общества - одна из
наиболее характерных и неотъемлемых частей цивилизации. Он должен также
знать, что дорожное движение - это комплексная проблема и ее решение
включает круг вопросов, которые возникают в результате двойственной
значимости AT для человека и общества.
С одной стороны, без автомобильного транспорта невозможен технический и
социальный прогресс общества. С другой - развитие автомобилизации,
неуклонный рост численности парка эксплуатируемых автомобилей,
увеличение интенсивности движения вызывают появление все возрастающих
так называемых "негативных последствий автомобилизации":
- загрязнение окружающей среды (из 200 веществ,
образуемых при сгорании бензина, около половины токсичны, 60 % всех
вредных выбросов в атмосферу дает автомобиль);
- шум от работающих двигателей, движущихся
автомобилей также вредно влияет на здоровье людей (шум на магистралях
больших городов достигает 100 дБ, что приводит к превышению допустимого
уровня шума в домах на 40...50 дБ). Вибрации зданий и сооружений,
вызываемые движением автомобилей, приводят к их интенсивному
разрушению.
Кроме названных негативных последствий, автомобиль требует огромных
энергетических и сырьевых ресурсов, значительных площадей земли; с
ростом автомобилизации возрастают радио- и телепомехи; происходит
снижение подвижности человека (гиподинамия) и некоторые другие.
И все-таки наибольшее отрицательное влияние на общество оказывают
потери от ДТП. Ежегодно в мире регистрируется 55 млн ДТП. В них около
300 тыс. человек погибает и около 7 млн человек получают ранения,
увечья, травмы. Так, в США первое ДТП со смертельным исходом было
зарегистрировано в 1899 г. и за прошедшие 100 лет суммарные потери от
ДТП составили свыше 2,5 млн человек. Это в 4 раза превышает потери во
всех войнах, которые США вели за 200 лет существования своего
государства (в войнах погибли около 640 тыс. человек). Ежегодные потери
от ДТП в США составляют около 45 тыс. человек.
|