Внедрение электронно-вычислительной техники
Внедрение электронно-вычислительной техники
представляется совершенно в ином плане. Прежде всего необходимо четко
выделить объект воздействия и цель, на достижение которой это
воздействие рассчитывается. Затем, на основе методов научного
управления, достижений «традиционных» наук, передового
практического опыта определить объем, порядок сбора, переработки и
использования информации, при этом учитывая возможности применения
электронно-вычислительной техники. В зависимости от характера принятых
таким образом решений определить место и роль ЭВМ как технической базы
информационной системы и поставить конкретные задачи по использованию
электронно-вычислительной техники. Не от машины - к задаче, а от
задачи, поставленной человеком, - к машине.
До тех пор, пока не возникнет реальных предпосылок для того, чтобы
переложить выработку решений в сфере социалистического управления на
«плечи» электронно-вычислительной машины, задачу эту будет
выполнять человеческий мозг, а машина, пусть даже самая совершенная,
только поможет ему в подготовке информации, необходимой для принятия
решения. Но не следует впадать и в другую опасную крайность -
недооценку значения ЭВМ.
Объективно оценивая достоинства электронно-вычислительной техники,
следует отметить ее исключительное значение для совершенствования
управления в социальной сфере (в том числе, естественно, и в системе
обеспечения безопасности дорожного движения) как технической базы,
обладающей уникальными возможностями хранения, переработки информации,
справочной службы. Но пока не более.
Возможности, которыми располагает электронно-вычислительная техника,
стимулируют развитие методов математического, формализованного описания
управляемых систем.
В памяти машин будет накапливаться все больше информации,
усовершенствуются методы ее использования. Роль машины в подготовке
решения, принимаемого человеком, будет возрастать. И может быть
настанет такой момент, когда количественные изменения позволят сделать
качественный скачок. Накопленной информации будет достаточно для
математического описания процесса дорожного движения, и ЭВМ окажется
способной самостоятельно выработать какие-либо решения, направленные на
обеспечение безопасности. Но это может быть в будущем. А пока не
следует говорить об АСУ, но в то же время необходимо максимально
использовать те возможности, которые нам реально представляет
электронно-вычислительная техника, для создания автоматизированных
информационных и информационно-поисковых систем.
Для того чтобы создать автоматизированную информационную систему,
безусловно, нужна машина, нужны программисты, специалисты по
эксплуатации ЭВМ. Но этого еще недостаточно для того, чтобы говорить о
возможности научно обоснованного использования
электронно-вычислительной машины для воздействия на то или иное
социальное явление.
Нужны еще специалисты, способные поставить задачу на использование ЭВМ.
Это звено пока является самым слабым в деятельности по эффективному
применению электронно-вычислительной техники.
Какими качествами должны обладать такие специалисты? С одной стороны, -
знаниями, касающимися сущности процессов, для воздействия на которые
рассчитывается применение ЭВМ, в данном случае на аварийность, т. е.
специалисты в области административного права, уголовного права,
обучения и воспитания водителей и пешеходов, конструирования и
эксплуатации транспортных средств, проектирования, строительства,
оборудования и содержания дорог и т. д. С другой стороны, -
достаточными сведениями о тех возможностях, которые предоставляют ЭВМ
различных видов для принятия, переработки, хранения и выдачи
информации.
Подготовка специалистов такого «стыкового» профиля является
сложной, но безотлагательной задачей, без решения которой невозможно
обеспечить дальнейшее развитие эффективно действующих
автоматизированных информационных систем.
Управление связано с информацией, недостаток, равно как избыток
информации, наносит ущерб качеству управления. Точное определение
объекта и цели воздействия, системный подход к детализации цели,
разделения общей системы обеспечения безопасности дорожного Движения на
отдельные подсистемы создают благоприятные предпосылки для определения
такого объема осведомительной информации, которая необходима и
достаточна для эффективных практических действий.
|