Достоинство женской красоты: социологический аспект

Гендер как социокультурная характеристика биологического пола предполагает выделение и исследование специфических черт присущих женщине. Само появление термина и проблемы гендера вызвано стремлением противостоять сложившимся культурным стереотипам в отношении преимущества мужчины в обществе. Считается, что общество предписывает людям определенную совокупность социальных и культурных норм, различающихся в зависимости от биологического пола. Это вызывает различия в психологии мужчин и женщин, установки на соответствующие виды деятельности и профессии. В целом формируется социально закрепленная модель женщин и мужчин, закрепленная во взаимоотношениях людей и функционировании социальных институтов. Социальная дифференциация по полу является частью социально-демографической структуры общества.

В гендерных исследованиях, прежде всего, обращается внимание на асимметрию в социальном положении мужчин и женщин, то есть неравенство по половому признаку. Причем, как правило, женщина рассматривается, как социально зависимая и обладающая более низким статусом, чем мужчина.

Только в самое последнее время, ученые стали обращать внимание на то, что по ряду позиций преимущество в социальном статусе у женщин, а не у мужчин. 

Однако чаще гендерная асимметрия предполагает, что мужские черты и позиции являются доминирующими, а женские – вторичные и подчиненные. Это формирует стойкие стереотипы „настоящей“ женщины и „настоящего“ мужчины.

Но есть качества, в отношении которых женщина имеет преимущество и соответственно гендерная асимметрия уже предполагает более высокий статус женщины.

Одним из таких качеств является красота. Для мужчины, как правило, красота не является приоритетной характеристикой. Так, в одном из социологических исследований на вопрос, что вы цените больше всего в мужчине – красота занимает пятое место. Для женщины же привлекательная внешность является одним из главных преимуществ. Это типично гендерная характеристика, закрепленная в социокультурной матрице человеческих отношений. Конечно, есть и другие характеристики подчеркивающие преимущество женщин. Например в „Пигмалионе“ говорится: У женщин необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле. Женщины полны очарования. Женская стихия – стихия космическая, основа творения. Лишь через женственность человек приобщается к жизни космоса. Можно присоединиться к этой характеристике. Но цель данной статьи, раскрыть гендерные стереотипы, кающиеся красоты женщины.

Красота женщины субъективна и относительна. Восприятие женщины как красивой зависит от множества причин субъективного и объективного характера, зависит от ситуации и повода восприятия.

Существуют исторические и культурные образцы человеческой красоты: в разные исторические эпохи и у разных народов критерии красоты разные. Но даже в случае несоответствия нормам красоты, женщина может восприниматься красивой любимым человеком. Человек, одурманенный алкоголем или наркотиком, может воспринимать как красивую женщину далекую от идеала.

Но нас интересует в данной статье не причина восприятия женщины как красивой. Мы поставили перед собой другой вопрос: как влияет на восприятие различных качеств женщины восприятие её как красивой.

Согласно нашей гипотезе, красота женщины является признаком более целостного восприятия её. Если женщина воспринимается как красивая, то одновременно с большой долей вероятности и другие стороны ее личности будут восприниматься в положительной модальности. В этом и состоит достоинство красоты. Красота – это не только эстетическая характеристика. Человек склонен связывать с понятием красоты и другие характеристики нравственного, социального, интеллектуального характера.

Конечно, такие идеи не новы. Еще в древнегреческой эстетике выдвигалась идея калокогатии: единства истины, добра и красоты. В истории человеческой мысли неоднократно выдвигались идеи о единстве красоты и других нравственных качеств. Отличие нашей позиции заключается в том, что мы рассматриваем связь красоты с другими человеческими качествами не с точки зрения нормативных требований, должного, а как реально существующее явление. Далее, мы стараемся выразить в количественной форме указанные взаимосвязи.

Может ли красивая женщина быть умной – вопрос, который постоянно будоражит все новые поколения. И хотя есть здравое суждение, что одно другому не помеха, что ум и красота могут встречаться в любых сочетаниях, все же споры по этому вопросу продолжаются. Не редки высказывания, что де красивая женщина редко бывает умной. На наш взгляд, сама постановка вопроса унижает женщину, недаром на одном из форумов в интернете обсуждался вопрос уже о совпадении красоты и ума у мужчин.

На форумах споры идут только в виде выказывания мнений, рассуждений. Мы же подходим к этой проблеме с точки зрения социологической интерпетации. То есть, нас интересует не отдельное суждение, а вероятность этого суждения в общественном мнении.

Согласно нашей гипотезе, совпадение ума и красоты является частным случаем влияния восприятия человека как красивого на целостное позитивное восприятие его. То есть, если человек воспринимается красивым, то и остальные его черты характера, другие характеристики личности будут восприниматься позитивно. Но эта закономерность существует в вероятностной форме. То есть закономерность проявляется не всегда, а в большинстве случаев.

Для доказательства этой гипотезы был проведен опрос в двух группах студентов. Студентам было предложено оценить своих товарищей по 7-бальной шкале по критериям: красивый, умный, веселый, добрый, честный. От 1 балла – минимальное проявление признака до 7 баллов максимальное проявление признака. В группе 25 человек, каждый оценил каждого, получилось 625 наборов из 5 шкал для каждой группы.

При обработке изучались сочетания красивого с другими четырьмя признаками. С тем, чтобы результаты были удобными для восприятия, подсчитывались средние баллы для трех групп по критерию красоты: 1-3 балла – самые никакие показатели признака красоты, 4-5 балла – средние оценки, 6-7 баллов высокие оценки.

Гипотеза полностью подтвердилась. Респонденты, которые получили низкие оценки по критерию красоты, имели самый низкий средний балл оценки по критерию „умный“ – 3,6. Респонденты с баллами 4-5 по критерию красоты имели средний балл по критерию ума 4,6. Респонденты с высшими оценками красоты были оценены по критерию ума также высшими баллами – в среднем 5,6.

Такая же закономерность сохраняется и для других критериев оценки: доброты, веселости, честности. Иными словами, если девушка воспринимается как красивая, то с большей вероятностью она также будет восприниматься как умная, добрая, честная и веселая. Следует подчеркнуть, что речь идет о социологической интерпретации.

Конечно, сколько угодно можно привести примеров, когда красивая девушка не является ни умной, ни веселой. Про такую говорят, что это кукла. Не даром вышеупомянутая характеристика, что чаще умная женщина является некрасивой, очень распространена. Но если говорить о вероятностных закономерностях, то наши исследования говорят, что вероятность восприятия красивой женщины как умной значительно выше обратного утверждения.

При оценки качеств личности в зависимости от восприятия человека как красивого - человек красивый имеет очень высокую вероятность быть оцененным как умный, веселый, честный, добрый и т. д.

Любопытная особенность критерия „честный“ заключается в том, что многие респонденты не смогли сформировать свое мнение в отношении довольно большой части своих товарищей. Если по критерию красоты, ума и веселости отказов от оценок почти не было, критерий „честность“ вызвал множество отказов. Но и здесь восприятие красивого оказало влияние на численность отказов. Если в отношении лиц с низкими оценками красоты выявилось 28% нулевых оценок, то среди лиц со средними показателями красоты – 21% нулевых оценок, а среди тех, кто получил высшие балы по „красоте“ всего 13 % отказов. То есть респонденты при оценке своих товарищей значительно чаще избегали оценивать по критерию честности тех, кто считается некрасивым. Вероятность быть красивым и нечестным в глазах студентов очень низкая.

Конечно, могут быть исключения. Именно такие исключения порождают споры вокруг возможности совпадения красоты и ума. Если же говорить о закономерностях, то исследования показывают, что красивый человек в глазах большинства умнее некрасивого. Достоинство красоты требует высоких оценок по другим качествам. Иными словами, для большинства красивому недостойно быть глупым. Глупость унижает красоту. Здесь как бы нарушение всемирных законов гармонии. Греческий принцип калогатии: единства красоты, добра и истины находит воплощение в стихии общественного мнения.

Споры о единстве красоты и ума продолжаются. Так, на одном из форумов в интернете активно обсуждалась тема: „Неужели красота и ум в девушках несовместимы?!!!“. В ответ участница форума пишет: „Почему же не совместимы? Я как раз такая. И у меня обратная проблема: мужики смотрят и думают: ну, такая мне не по зубам. Некоторым и, правда, не по зубам. А некоторым – очень даже. А подруг у меня – умных и красивых – просто полно. Причем есть такие, что называется covergirl.“ Интересно и такое суждение: „Красота делает ум женщины живым, восприимчивым, впечатлительным.

Но довольно часто встречались противоположные суждения: „Красота и ум у женщин – понятия взаимоисключающие!“

Спорить можно без конца, опираясь на частный опыт отдельного человека. Социологические исследования в этих спорах используют аргумент общественного мнения. Итак, в вопросе о совпадении ума и красоты бывают разные ситуации. Однако в большинстве случаев, считает „общественное мнение“, красота дружит с умом. В этом и заключается достоинство красоты.

 

 


http://ogorod87.narod.ru/
Rambler's Top100
Хостинг от uCoz