Органы государственной власти и управления в
сфере обеспечения безопасности движения
Эти органы решают наиболее фундаментальные и
принципиальные вопросы организации ДД, — регулирование
масштабов автомобилизации, развитие улично-дорожной сети, разработка
законодательных актов по ДД стандартизация требований к элементам
системы В АД С.
Рассматривая ДД, в качестве объекта воздействия,
следует отнести его,
как уже отмечалось, к социальной системе. Наиболее эффективной формой
управления социальными системами является введение нормирования, то
есть введение законов, правил, стандартов, инструкций, приказов,
выполнение которых обеспечивалось бы силой государственной
власти.
Основными задачами органов государственной власти
являются:
— своевременная разработка новых нормативных документов и
введение их в действие;
— организация их изучения, проведение разъяснительной работы
среди участников движения по целесообразности и необходимости их
выполнения;
— контроль за соблюдением действующих нормативов;
— принуждение в случае необходимости к их
выполнению.
Остановимся подробнее на основных нормативных
документах.
Важнейшим документом, определяющим основные
направления государственной
политики по предупреждению аварийности в стране, является Федеральный
закон «О безопасности дорожного движения», в
котором определены задачи охраны жизни, здоровья и имущества граждан,
защиты их прав и интересов, а также интересов общества и
государства.
Закон устанавливает задачи государства в сфере
обеспечения безопасности
движения — это разработка и введение на территории РФ единой
системы правил, стандартов и других нормативных актов в области
обеспечения БД; разработка и утверждение федеральных программ повышения
БД и их финансовое обеспечение; вопросы организации подготовки
водителей; вопросы обучения населения правилам безопасного поведения на
дорогах; координация деятельности по медицинскому обеспечению БД,
организация научно-технических исследований федерального значения по
вопросам обеспечения БД, организация и осуществление государственного
надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения БД,
организация лицензирования деятельности, связанной с обеспечением
безопасности движения.
Закон определяет также задачи субъектов РФ в сфере
обеспечения БД,
которые в общих чертах соответствуют задачам государства, но решаются
уже на уровне областей, краев, республик.
Закон определяет требования к дорогам при их
проектировании,
строительстве и реконструкции; к транспортным средствам при их
производстве, обслуживании и ремонте, основные требования по подготовке
водителей транспортных средств.
Закон определяет права и обязанности участников
дорожного движения
— это право свободно и беспрепятственно передвигаться по
дорогам РФ в соответствии и на основании установленных правил; получать
разъяснения от должностных лиц, осуществляющих надзор за дорожным
движением в случаях тех или иных ограничений прав участников движения;
получать полную и достоверную информацию об условиях движения на
дорогах; получать бесплатную медицинскую и другую необходимую помощь
при ДТП от организаций и должностных лиц, деятельность которых связана
с обеспечением безопасности движения.
В законе отмечается, что реализация участниками
движения своих прав не
должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного
движения. За нарушение требований безопасности движения закон
предусматривает введение дисциплинарной, административной и правовой
ответственности.